Совместными
усилиями
к общему успеху
с 1997 года
«Интех ГмбХ»

Основные узлы и детали центробежных и осевых насосов

Центробежный насос представляет собой конструкцию из корпуса, рабочего колеса, всасывающей и напорной труб, сальникового уплотнения и подшипников. После заполнения корпуса водой под влиянием центробежной силы, переданной вращением рабочего колеса вода, отбрасываемая от центра к краям, нагнетается в трубопровод. Вакуум, образуемый в центре, вызывает всасывание. Жидкость подается в насос непрерывным потоком.

Для получения больших давлений применяются многоступенчатые насосы, представляющие собой несколько последовательно соединенных в одном корпусе одноступенчатых насосов.

В турбинных насосах имеется дополнительный направляющий аппарат, через который вода транспортируется в спиральную камеру.

Центробежные насосы в зависимости от требований условий эксплуатации выпускаются различными по назначению, габаритам, прочности, коррозионной стойкости, по материалам деталей, технологиям их изготовления и сборки.

Важнейшей деталью центробежного насоса является рабочее колесо, передающее жидкости энергию от вращающегося вала насоса. Рабочие колеса изготавливается чаще всего из чугуна, бронзы или стали. Свинец, эбонит, керамика, каучук и некоторые пластмассы идут для изготовления колес к насосам, предназначенным для перекачивания едких и агрессивных жидких сред. Такие насосы для продления срока службы иногда дополняются защитными сменными дисками, изготовленными из стойких абразивных материалов.

Отливка рабочих колес должна быть максимально чистой, так как их внутренние каналы мало доступны для обработки ручным способом, а от качества зачистки рабочей поверхности колес во многом зависит кавитационная устойчивость и коэффициент полезного действия насоса. Рабочие колеса, изготовленные из бронзы в этом смысле наиболее предпочтительны. Они способны развивать окружную скорость до 80 м/c, когда для колес, изготовленных из чугуна по условиям прочности допустимая окружная скорость не превышает 50 м/c.

Габариты проточной части колеса определяются при помощи гидродинамических расчетов.

По исполнению различаются рабочие колеса с открытыми лопастями, полуоткрытые, закрытые, осевого типа, с односторонним и двусторонним входом воды. Лопасти бывают пространственные или цилиндрические. В насосах, предназначенных для перекачивания сильнозагрязненных жидкостей, используются рабочие колеса с числом лопастей от 2 до 4-х. Чаще колеса центробежных насосов имеют 6-8 лопастей. Рабочее колесо насосов осевого типа это втулка с закрепленными на ней крыловидными лопастями.

При перекачивании сильно загрязненных твердыми примесями вязких жидкостей наиболее практично использовать открытые рабочие колеса без покрывных дисков, что облегчает доступ для очистки каналов. Но при этом увеличиваются щели перетоков перекачиваемых жидкостей, что значительно понижает напор, создаваемый рабочим колесом. Поэтому в обычных условиях применяются закрытые рабочие колеса, в которых лопатки отливаются одновременно с дисками. Клепаные колеса встречаются реже.

У полуоткрытых рабочих колес лопасти с небольшим зазором примыкают к неподвижно закрепленному диску в корпусе насоса. Передний диск в таких насосах не предусматривается. Рабочими колесами такого типа оснащаются некоторые скважинные насосы, а также центробежные насосы для перекачки различных суспензий и прочих сильно загрязненных осадков. Наиболее устойчивую работу насоса, компенсирующую осевое давление обеспечивает рабочее колесо с двусторонним входом жидкости, имеющее один внутренний и два наружных диска.

Рабочие колеса закрепляют с помощью установочных гаек и шпонок на валу насоса, который служит для передачи рабочему колесу вращения от двигателя. Вал, чаще всего изготавливается из мартеновской кованой стали или из легированной стали с добавлением никеля, хрома и ванадия для особых случаев. Обычно валы рассчитываются по критическому числу оборотов. Исходя из этого, валы могут быть жесткими или гибкими. У жестких рабочее число оборотов меньше критического расчетного числа, а у гибких больше, поэтому и применяются они реже.

Для уплотнения пространства между корпусом и валом используются сальники, набиваемые асбестовым шнуром, пенькой или хлопком с пропиткой из смеси сала с графитом. Один из них устанавливаются со стороны всасывания, не пропуская попадания воздуха в насос, благодаря водяному затвору, а второй со стороны нагнетания предотвращает вытекание из насоса перекачиваемой жидкости. В случае нагнетания высокотемпературных жидких сред, сальник снабжается специальной охлаждающей рубашкой.

Вал насоса вращается с помощью подшипников, оснащенных чугунными вкладышами с баббитовой заливкой. Подшипники могут быть скользящего трения, шариковые, применяемые обычно в горизонтальных насосах либо роликовые с густой или жидкой смазкой, часто с устройствами охлаждения масла змеевиками или водяной рубашкой. Иногда применяются резиновые, бакаутовые, текстолитовые и пр. подшипники с водяной смазкой.

Корпус насоса чаще всего отливается из чугуна. Сталь применяется только для насосов с давлением выше 50 атмосфер. Корпуса бывают двух видов. Это может быть цельная конструкция с разъемом по оси, которая облегчает монтаж, не требуя для этого разборки трубопроводов, так и в виде скрепленных болтами отдельных секций, которые легче отливать. Все корпуса снабжены специальными отверстиями для подсоединения заливочных устройств, кранов для выпуска воздуха при заливке, спускных кранов, вакуумметра и манометра.

Более подробно о центробежных насосах