Swiss
traditions.
Quality
and high-tech
engineering
solutions.
EN

Slurry pumps

Description of slurry pumps

Slurry pumps are hydraulic machines designated for moving water-thinned solid-containing mechanical mixtures (hydraulic fluids) via pressure pipelines. Slurry pumps are installed on dredgers (a floating machine for excavating and gathering up soils and sediments from underwater) or suction dredge units. The original home of slurry pumps is France. It is there in 1859 that the first slurry pump was installed on a dredger. It was a piston pump then, but 5 years later centrifugal pumps appeared which replaced piston pumps in no time. In imperial Russia the first dredge pumps were developed and manufactured in late 19th century. The term “dredge pump” widely used in hydraulic excavation literature was replaced by “slurry pump”. Today slurry pumps are usually single-stage (centrifugal) single-suction pumps. Slurry pumps may have a horizontal and vertical shaft design. However the second option is quite rare and designated for special conditions.

Besides, slurry pumps may have a single or double casing. Double casing slurry pumps are used for compound (abrasive, coarse) materials, so, their casings are equipped with a protective sleeve. The core operating element of a slurry pump is an impeller which is transferring energy to the hydraulic fluid flow with minimum losses, while internal casing (for double-casing pumps) protects the main outer casing from abrasive particles in handled fluid.

Application of slurry pumps

This type of pumps is widely used in various fields:

  • quarry operations and common excavation;
  • hydraulic construction works;
  • mining;
  • soil handling;
  • movement of minerals;
  • ash handling at co-generation plants;
  • pumping of abrasive mixtures with maximum density of 1,600 kg/m3 at concentration plants;
  • slag removal;
  • drilling mud cleaning;
  • application at cement plants.

Design features of slurry pumps

In terms of design a slurry pump is a unit consisting of a pump and a drive, which is normally an electric or diesel motor. Design solutions for the engineering of slurry pumps are quite special and are determined by a large quantity of solids in the handled media and their abrasive impact on the pump components. Thus, the target is to move large abrasive particles, such as rocks and pebbles entering the pump with soil by increasing the internal cross-section. However a larger cross-section reduces velocity and makes the pump slow-moving, which calls for a larger size and weight. For unimpeded movement of large particles the number of impeller blades should be from two to four and impeller width should be larger. Slurry pump efficiency is much lower than that of the pumps having the same capacity but designed for clean water handling.

The flow path of a slurry pump includes one or two casings (inner and outer), where a centrifugal impeller is located (closed type). Considering that abrasive inclusions in hydraulic fluids may result in early wear of casing cover, the space between the impeller and the cover is equipped with a protection disk preventing from wear. The running gear of a slurry pump is represented by a shaft installed in ball-bearing supports. The impeller is overhung on the shaft. The point of shaft exit from the pump casing is sealed.






The key element is an impeller consisting of two disks (closed type). Blades are arranged between the disks. When rotating the impeller creates negative pressure in its central area which causes suction of handled media. Hydraulic fluid enters the inlet pipe and is fed onto the impeller, where each slurry particle is impacted by centrifugal forces which push the slurry into the pressurized discharge line.






Purpose of slurry pumps

Depending on the handled media and operational conditions these pumps are divided into:

  • sand pumps;
  • soil pumps;
  • pulp pumps;
  • dredger pumps;
  • sludge pumps.

Slurry pumps are used successfully for such a challenging task as evacuation of pulp (mixture of soil and water) in mining operations and extraction of minerals. The difficulty of handling such media is that the equipment and tools contacting the fluid are exposed to excessive abrasive wear. To combat this issue slurry pumps are manufactured from hard wear-resistant alloys, and any failed components are easy to replace. Operating elements of the pump are protected with strong armor disks. Besides, slurry pumps may be equipped with flushing systems preventing them from clogging.

Wear of slurry pump components

However in spite of all these measures the parts of slurry pumps are exposed to excessive wear: hydroabrasive, cavitational and mechanical. Hydroabrasive impact is the main cause of the flow path wear in a slurry pump. Its intensity depends on many characteristics of the slurry or particles in handled materials, as well as on wear resistance of the flow path parts. Hydroabrasive wear may be general and local. General wear is demonstrated by a relatively uniform thinning of parts and is typical for the surfaces of armor disks, side and radial liners, and pipes. Local wear, which is much more intensive than the general one, attacks vortex and cavitation areas.

Cavitational wear usually disrupts the pump operation and builds up vacuum in the suction line. Uneven interfacing of parts, high spots from electric welding and worn-out surfaces contribute to the cavitation, which results in stronger vibration of the pump and wear of absolutely all parts: drive shaft, support bearings and even foundations. To reduce the cavitation effect ejectors are installed into drag heads.

Mechanical wear of a slurry pump is caused by friction and impacts of rocks contained in the fluid on the pump parts. This is typical for handling pebble-rich soils. Any type of wear has a negative impact on the pump characteristics, reduces output by 20 to 30%, after which the pump is subject to immediate repair. Each element of a slurry pump suffers from its own prevailing type of wear.

The parts of slurry pumps are made of different kinds of alloyed steel with subsequent heat treatment which imparts additional mechanical strength and wear resistance. Steels used for the manufacturing of slurry pump parts are usually alloyed with chromium, silicon, manganese, nickel, tungsten and vanadium. Iron is rarely used for the parts contacting sand, gravel and large solids, since it is practically non-resistant to impact load. Wear resistance of regular gray iron is 10 to 15 times less than that of special steel alloys. One of the upcoming trends in the improvement of slurry pump design is gumming, which is rubber coating of pump parts. However rubber is not much resistant to impacts of coarse particles, that is why rubber-lined slurry pumps should only be used for handling fluids containing small solids.

In general the following practices are recommended to reduce the wear of slurry pumps:

  • improvement of hydraulic flow conditions in the lines of slurry pumps;
  • protection of gaps in slurry pumps from penetration of solids;
  • improvement of wear-resistant properties of pump part materials;
  • use of protective liners;
  • improvement of design solutions in slurry pump engineering.

Selection of slurry pumps

The main parameters to consider when selecting a slurry pump are flow rate, pressure, output and efficiency. Besides, feed rate is of critical importance to slurry pumps, which, if optimal, significantly improves pump service life and energy efficiency. During design stage it is also necessary to consider the hydraulic fluid (slurry) to be moved, its properties and size of solids. Further, the durability of the flow path of a slurry pump is determined by the concentration of solids and their size. Slurry flows demonstrate different behavior depending on their characteristics, thus, the pattern of abrasive wear in the flow systems of slurry pumps will be different. A full process calculation considering all the factors is mostly quite challenging, so in order to select a slurry pump special regulatory documents are used which are universal for the pumping equipment handling the media heavily contaminated with solid inclusions.

Швейцарские
традиции.
Качественные
и технологичные
инжиниринговые
решения.
RU

Грунтовые насосы

Описание грунтовых насосов

Грунтовые насосы представляют собой гидравлические машины, служащие для перекачивания разбавленных водой механических смесей (гидросмесей) с твердыми включениями по напорным трубопроводам. Размещаются грунтовые насосы на землесосных снарядах (плавучая машина для выемки грунта и горных пород, находящихся подслоем воды) или землесосных установках. Родиной первого грунтового насоса является Франция. Именно там, в 1859 году, был выпущен первый грунтовой насос для землесосного снаряда. Насос был поршневого типа, а 5 лет спустя появились грунтовые насосы центробежного исполнения, которые очень скоро вытеснили поршневые. В Российской империи первые землесосы были разработаны и выпущены в конце 19 века. Широко используемый в литературе по гидромеханизации термин "землесос" был заменён термином "грунтовой насос". Сегодня грунтовые насосы представляют собой, как правило, одноступенчатые (центробежные), где всасывание происходит с одной стороны. Грунтовые насосы могут быть с горизонтально и вертикально расположенным валом. Однако второй вариант используется крайне редко и при особых условиях.

Также грунтовые насосы могут быть однокорпусной и двухкорпусной конструкции. Двухкорпусные грунтовые насосы служат для перекачивания сложных материалов (абразивных, крупнообломочных), для чего их корпуса оснащаются защитной рубашкой. Главным рабочим элементом грунтового насоса служит рабочее колесо, которое отвечает за передачу энергии потоку гидросмеси, обеспечивая при этом минимальные потери, а внутренняя оболочка (в случае двухкорпусных насосов) служит для защиты основного внешнего корпуса от абразивных частиц перекачиваемой среды.

Применение грунтовых насосов

Насосы данного типа находят широкое применение в различных областях:

  • разработка карьеров и котлованов;
  • гидротехнические строительные работы;
  • горное дело;
  • транспортировка грунта;
  • транспорт полезных ископаемых;
  • золоудаление на ТЭС;
  • перекачивание абразивных смесей плотностью макс. 1600 кг/м3 на обогатительных предприятиях;
  • шлакоудаление;
  • очистка буровых растворов;
  • использование на цементных заводах.

Конструктивные особенности грунтовых насосов

Конструктивно грунтовой насос обычно представляет собой агрегат, состоящий из насоса и привода, в качестве которого служат, как правило, электрические или дизельные двигатели. Конструктивные решения при проектировании грунтовых насосов имеют свои особенности, их определяет немалое количество твердых частиц в перекачиваемой среде и их абразивное воздействие на комплектующие насоса. То есть требуется обеспечить возможность транспортирования абразивных включений крупного размера, таких как галька и камни, попадающих вместе с грунтом, увеличив проходное сечение. Однако увеличение проходных сечений способствует понижению скорости, делает насос тихоходным и, соответственно, обуславливает увеличение габаритов и массы. Чтобы крупные включения проходили без препятствий, число лопастей в рабочем колесе берут от двух до четырех и закладывают ширину рабочего колеса большего размера. КПД у грунтовых насосов значительно ниже в сравнении с насосами такой же производительности, предназначенными для перекачки чистой воды.

Проточная часть грунтового насоса включает в себя один или два корпуса (внутренний и наружный), где размещается центробежное рабочее колесо (закрытого типа). В связи с тем, что абразивные включения гидросмесей могут привести к преждевременному износу крышки корпуса, место между рабочим колесом и крышкой оснащают диском, защищающим и предохраняющим от износа. Ходовая часть грунтового насоса представлена валом, который установлен в шарикоподшипниковых опорах. Консольно на валу устанавливается рабочее колесо. Место выхода вала из корпуса насоса герметизируется с помощью уплотнения.






Основной элемент - рабочее колесо, состоящее из двух дисков (закрытый тип). Между дисками располагаются лопасти. Колесо создаёт при вращении в своей центральной области разрежение, благодаря которому обеспечивается подсос перекачиваемой среды. Через патрубок, расположенный на входе, гидросмесь поступает на колесо, в области которого на каждую частицу пульпы оказывают воздействие центробежные силы, под действием которых перемещаемая среда выбрасывается в пульпопровод, находящийся под напором.






Назначение грунтовых насосов

В зависимости от транспортируемой среды и условий работы агрегатов насосы данного назначения подразделяются на:

  • песковые;
  • грунтовые;
  • пульповые;
  • рефулерные;
  • шламовые.

Так откачивание пульпы (смесь из грунта и воды) в горноперерабатывающей отрасли и при добыче полезных ископаемых часто является проблемой, для решения которой с успехом применяется грунтовый насос. Сложность работы с такого рода средами заключается в том, что оборудование и инструмент, контактирующие с перемещаемой жидкостью, подвержены сильному абразивному износу. Для противодействия износу грунтовые насосы изготавливаются из прочных и износостойких сплавов, а выходящие из строя элементы делают легкозаменяемыми. Рабочие элементы насоса защищаются прочными броневыми дисками. Кроме того грунтовые насосы могут оснащаться промывочными системами, препятствующими возникновению засоров.

Износ деталей грунтового насоса

Однако, несмотря на все принимаемые меры, детали грунтовых насосов все равно подвергаются сильному изнашиванию: гидроабразивному, кавитационному и механическому. Гидроабразивный износ считается основным видом изнашивания пульпопроводящих деталей грунтового насоса. Его интенсивность зависит от целого ряда критериев, характерных для пульпы или частиц добываемого материала, и от износостойкости пульпопроводящих деталей насоса. Гидроабразивный износ может быть общим и местным. Общий износ заключается в сравнительно равномерном уменьшении толщины деталей и характерен для поверхностей бронедисков, боковых и радиальных облицовок, патрубков. Местному износу, значительно превосходящему по интенсивности общий, подвергаются места образования вихрей и зон кавитации.

Кавитационный износ, как правило, вызывают нарушения режима работы самого насоса и увеличение вакуума в линии всасывания. Неровные стыки деталей, бугорки, оставшиеся от электросварки, неровности поверхности, образующиеся при износе деталей, способствуют образованию кавитации, от которой вследствие нарастания вибрации насоса изнашиваются абсолютно все его детали: приводной вал, опорные подшипники и даже фундамент. Чтобы уменьшить возникновение кавитации, в грунтозаборное устройство вставляют эжектирующие насадки.

Механический износ грунтового насоса вызывают такие явления, как трение и удары твердых камней гидросмеси по деталям насоса. Это типично для работ, выполняемых на грунтах, богатых гравием. От износа любого типа ухудшаются характеристики насоса, падает подача, и величина падения может составлять 20 - 30%, после чего насос подлежит обязательному и безотлагательному ремонту. Для каждого элемента грунтового насоса характерен свой преобладающий тип износа.

Детали грунтовых насосов изготавливают из различных сортов легированных сталей с использованием последующей термообработки, в результате чего детали получают дополнительную механическую стойкость и износопрочность. В качестве добавок к сталям, идущим на изготовление деталей грунтовых насосов, используются хром, кремний, марганец, никель, вольфрам и ванадий. В свою очередь чугун редко используется для изготовления деталей, соприкасающихся с песком, гравием и крупными включениями, так как чугун практически не оказывает сопротивления нагрузкам (ударным). Простой серый чугун имеет в 10-15 раз меньшую износопрочность по сравнению со специальными сплавами из стали. Одним из перспективных направлений в совершенствовании конструкции грунтовых насосов является гуммирование, заключающееся в обрезинивании деталей насоса. Однако резина неудовлетворительно ведет себя при столкновении с крупнообломочными включениями, поэтому обрезиненными грунтовыми насосами рекомендуется перекачивать пульпы, содержащие твердые компоненты мелкой фракции.

В общем случае для снижения износа грунтовых насосов могут применяться следующие методы:

  • улучшение гидравлических условий протекания пульпы по трактам грунтовых насосов;
  • защита имеющихся в грунтовых насосах зазоров от проникновения в них твёрдых фракций;
  • увеличение износопрочности материалов, идущих на производство деталей насосов;
  • использование защитных вкладышей;
  • усовершенствование конструктивных решений при проектировании грунтовых насосов.

Выбор грунтовых насосов

Основными параметрами в выборе насосов являются показатели расхода, напора, мощности и КПД. Также для грунтовых насосов важен режим подачи, оптимальная величина которого является важным критерием, влияющим на долговечность и энергоэффективность. При проектировании также необходим анализ перекачиваемой гидросмеси (пульпы), ее свойств и фракционного состава твердых частиц. В свою очередь долговечность проточной системы грунтового насоса определяется концентрацией твердых веществ и размерами частиц. Потоки гидросмесей при разном наборе характеристик ведут себя по-разному, и, соответственно, характер абразивного изнашивания в проточных системах грунтовых насосов будет отличаться. Полный расчет процесса, учитывающий все факторы, в большинстве случаев крайне сложен, поэтому при подборе грунтовых насосов используется ряд специально разработанных нормативных документов, являющихся универсальными для случаев насосного оборудования, работающего со средами, имеющими большое количество твердых включений.

Примеры наших грунтовых насосов

Насос для перекачивания водо-бетонной пульпы и высоковязких смесей

Плотность пульпы
pH
1,2 дм/м³
нейтральный
Вязкость
Максимальный рекомендованный размер частиц
не более 10 мм2/с
50 мм
Всасывающий штуцер
Нагнетательный штуцер
125 мм
100 мм

Схема насоса:






Графики рабочих характеристик:






Грунтовой насос, производительность 900 м³/ч






Техническое описание:

Производительность 900 м³/ч
Напор 67 м
Скорость вращения вала 900 об/мин
КПД 68%
Среда Абразивные гидросмеси
Максимальный разрешенный размер частиц 180 мм
Диаметр рабочего колеса 686 мм
Материальное исполнение проточных частей высокохромистый сплав A 05
Вес насоса 3 200 кг
Вес рамы-основания Около 1 100 кг
Электродвигатель:  
Питание 380 В / 3 ф / 50 Гц
Вес электродвигателя 2 800 кг
Габаритные размеры электродвигателя 2 335 х 1 000 х 1 645 мм

Схема и габаритные размеры насоса:






Базовые размеры
A B C D2 E2 G2 H Y I n-d
1 774 920 760 640 70 780 90 280 120 4-035
Размеры корпуса Вес насоса
L M N P Q R S U  
455 330 475 450 620 48 42 206 3 188
Размеры фланцев Фланец на всасывании Фланец на нагнетании
V W D0 D2 n-d1 d0 d2 n-d2
8 6 457 406 8-0 22 368 324 8-019

Графики рабочих характеристик:

Схема конструкции:






грунтовые насосы 1. Узел подшипников
2. База
3. Втулка вала
4. Сальник
5. Крышка
6. Проставка втулки вала
7. Задняя втулка
8. Рабочее колесо
9. Корпус
10. Фланец всасывания
11. Заглушка
12. Крышка
13. Стяжное кольцо
14. Заглушка
15. Фланец нагнетания
16. Стяжное кольцо
17. Переходная плита
18.Сальник
19.Уплотнение
Центробежное уплотнение:
20. Проставка
21. Втулка с выточкой
22. Экспеллер
23. Кольцо экспеллера

Объем поставки:

  • Насос;
  • Электродвигатель;
  • Рама-основание;
  • Муфта с защитой.

Инженеры всегда готовы проконсультировать или предоставить дополнительную техническую информацию по предлагаемому оборудованию.

Ваши запросы на оборудование просим присылать в технический департамент нашей компании на e-mail: info@ence.ch, тел. +7 (495) 225 57 86.

Центральный сайт компании ENCE GmbH
Наша сервисная компания Интех ГмбХ

Головные Представительства в странах СНГ:

России
Казахстане
Украине
Туркменистане
Узбекистане
Латвии
Литве