Швейцарские
традиции.
Качественные
и технологичные
инжиниринговые
решения.
RU

Установка, пуск, работа и остановка поршневого насоса

К установке поршневых насосов предъявляются следующие требования:

  1. Обязательно должна быть герметичность всех соединений.
  2. Перед входом в насос на подающем и на выходе на напорном трубопроводах должны быть установлены контрольно-измерительные приборы(КИП).
  3. На трубопроводах не должно быть поворотов под острым углом.
  4. На трубопроводах должно быть минимальное количество поворотов и запорных устройств.
  5. Для предотвращения возникновения воздушных мешков всасывающий трубопровод должен быть максимально коротким, с углом подъема к насосу.
  6. Всасывающий трубопровод должен быть оборудован фильтром очистки рабочей жидкости.
  7. Если насос работает с подпором, то должны быть установлены задвижки и воздушные колпаки.
  8. Напорный трубопровод должны быть оборудован задвижкой, воздушными колпаками с устройством пополнения сжатым воздухом.

Все операции по подготовке к пуску насоса производятся только по распоряжению начальства.

Получив распоряжение о подготовке к пуску, машинист-оператор обязан сделать:

  1. Запись в сменном журнале.
  2. Убедиться в том, что причина остановки насоса устранена.
  3. Проверить все соединения двигателя, редуктора и насоса.
  4. Проверить состояние сальников.
  5. Проверить соединение насоса с всасывающим и нагнетательным трубопроводами.
  6. Проверить уровень масла в редукторе, масленках, маслобаке и подшипниках.
  7. Проверить систему охлаждения сальников.
  8. Проверить исправность подключения КИП и средств автоматики.
  9. Проверить целостность ограждающих конструкций и отсутствие посторонних предметов в рабочей зоне.

Колпак или буферный сосуд на стороне всасывания заполняется необходимым количеством рабочей жидкости по уровню и открывается задвижка на подающем трубопроводе.

Одновременно производится подготовка двигателя:

  • для электродвигателя производится проверка сопротивления, изоляции, заземления кабеля и обмоток двигателя и пускателя, наличие смазки в подшипниках;
  • для паровой машины производится осмотр и проверка приводов золотников в соответствии с предусмотренной инструкцией.

После проведения предпусковых работ делается доклад начальнику или старшему по смене о готовности насосной установки к пуску.

Пуск насоса:

  • С приводом от электродвигателя. При наличии байпаса, производится при закрытой задвижке на напорном трубопроводе и открытой задвижке на байпасе. При отсутствии байпаса задвижку на напорной линии открывают сразу. После этого запускается двигатель, и насос начинает работу. Если запустить поршневой насос при закрытой задвижке на нагнетательной линии при отсутствии байпаса, это может привести к выходу из стоя насоса или привода.
  • С приводом от паровой машины. Сначала открывают задвижки на напорном и всасывающем трубопроводах. После этого переходят к запуску машины: открывают краны продувки паровых цилиндров; затем открывается впускной клапан пара. Для продувки необходимо держать краны открытыми пока не произойдет прогрев паровых цилиндров до 200…250°С и прекратится выброс конденсата. После прогрева цилиндров и прекращения выхода конденсата, их необходимо закрыть и одновременно открыть краны у манометров. После этого паровпускным клапаном регулируют подачу пара в машину, выводя число ходов поршня до необходимых значений.

Сразу после запуска поршневого насоса переходят к анализу технического состояния всех частей насоса и прослушиванию шумов.

При отсутствии отклонений рабочих параметров от нормы, насос ставят под нагрузку.

Время запуска насосной установки регистрируют в журнале.

Во время работы поршневого насоса необходимо вести наблюдение за:

  • показаниями КИП;
  • исправностью смазочной системы;
  • наличием масла;
  • температурой масла (максимальный нагрев не > 70° С);
  • посторонними шумами, при обнаружении которых диагностировать причины и устранить их;
  • количеством газа в колпаках по уровнемерам и при необходимости восстанавливать требуемый уровень;
  • работой сальников, меняя их набивку и при необходимости подтягивая.

При работе насоса машинист-оператор регулирует подачу и напор в соответствии с установленными нормами технологического режима. По истечении определенного интервала времени производится фиксация показаний приборов в журнале.

Во время эксплуатации поршневых насосов могут возникнуть любые неполадки.

Отклонения от нормы в работе клапанов, рабочей камеры, цилиндра и колпаков диагностируют, анализируя снятые индикаторные диаграммы.

При недостатке смазки, наличия воды и механических примесей в масле или перетяжке подшипников происходит перегрев подшипников выше допустимой температуры.

Перегрев сальника происходит при сильной затяжке набивки или перекосе нажимной втулки.

Схема остановки насоса при наличии байпаса:

  1. Открыть задвижку на байпасной линии;
  2. Закрыть задвижку на линии нагнетания;
  3. Выключить электродвигатель или прекратить подачу пара в паровую машину;
  4. Закрыть задвижки на линиях всасывания и нагнетания.

Схема остановки насоса при отсутствии байпаса линии:

  1. Закрыть задвижку на всасывающей линии;
  2. Остановить двигатель;
  3. Закрывают задвижку на нагнетательной линии.

До полной остановки насоса необходимо поддерживать циркуляцию смазки. Для этой цели используются ручные насосы. После остановки агрегата необходимо прекратить подавать воду, охлаждающую сальники.